Успешность парфюма, как правило, определяется тем, насколько о нем знаем мы с вами. Для того, чтобы завоевать нашу любовь, или хотя бы благосклонность, очередную новинку необходимо упорно продвигать на рынке, чтобы привлечь внимание покупателя. Но сегодня мы с вами поговорим об ароматах, которые априори не отстаивают свое место под солнцем с помощью продуманных рекламных кампаний, не ищут для себя армию восторженных поклонниц. Эти «скромные» парфюмы называются селективной, нишевой парфюмерией.
Эксклюзивность «избранных» ароматов проявляется в оригинальном сочетании экзотичных компонентов и необычном дизайне флакона. Подход, который отрицает большие объемы продаж, возможно, не самый привлекательный для бизнесменов, но это дает возможность воплотить самобытный талант парфюмера, явить миру что-то новое.
Преображение аромата в искусство
Всё чаще мы можем встретить термин «арт-парфюмерия». Обозначение его очень ёмкое, ведь в нем заложены уникальность и инновационный подход этого явления, оформившегося в целое течение. Арт-парфюмерия является следующим витком развития нишевой парфюмерии, давая возможность созидать, творить настоящее искусство, которому пророчат признание в будущем. Как и все новое, ароматы в стиле «арт» сложны в своем понимании и требуют тонкого, неспешного подхода для их разгадки. Услышав аромат Serge Lutens Daim Blond, обычный человек почует лишь нежную свежесть. Но профессионалы своего дела говорят, что их творения надо прочувствовать, отдаться бурному потоку возникших у вас ассоциаций. Хочется провести параллель из мира литературы, да и искусства в целом. Вспомните, как в начале минувшего (ХХ) века в мире возникали совершенно уникальные экспериментальные школы, которые декларировали абсолютно иные принципы построения литературного произведения. Кстати сказать, эти течения не были восприняты сразу. И поныне они не являются общепонятными, являясь чтивом для узкого круга ценителей. А теперь возвращаемся к нашим парфюмам. Арт-парфюмы несут в себе ту же тональность и желают достичь того же результата, что и искусство эпохи Модерн. Только с тем различием, что этим ароматам присуща некая дидактическая цель. Если вас пугает такая сложность, и вы считаете это сугубо изысками людей, которые достигли вершины и забавляются на своем Олимпе, развлекаясь нашими потугами их понять, то вы совершенно заблуждаетесь. Вспомните, когда у вас получалось сделать что-то хорошо, вы вложили душу в свое творение. Да настолько хорошо, что вы видите в этом будущее, но аудитория вас не понимает, вникая только поверхностно в вашу идею. Обидно, не правда ли? Тогда вам хочется отыскать тех, кто сможет оценить всю глубину затеи. Теперь вы не спешите заявить о своем открытии целому миру, вы вальяжно усовершенствуетесь, предпочитая, чтобы ваш шедевр был постигнут, не беда, что это будут единицы.
Немецкие парфюмеры Себастиан Фишених и Тобиас Мюкш пытаются создавать свои ароматы на пересечении психологии и парфюмерии, вызывая в памяти людей пережитые эмоции, которые знакомы каждому. Например, самобытный парфюм «Candour» пытается заигрывать с нашими чувствами, заставляет нас рефлексировать, провоцируя на мысли о прощении и переосмыслении своей жизни в момент расставания с любимыми - печально, согласитесь. Волнующе? Однозначно.
Смещение акцентов
«Мы никого не атакуем рекламой, не тащим к своим ароматам насильно, поэтому выпускаем духи крошечными тиражами и не продаем в сетевых магазинах. Кто захочет — сам найдет», — заявляет нынешний глава итальянского парфюмерного Дома «Cale». Цель художественной парфюмерии можно обозначить одним предложением: распространять культуру понимания парфюма и учить покупателей понимать выразительный и сложный язык ароматных композиций.
Аромат французского бренда Olfactive Studio - Still Life это яркий пример артистического парфюма. Его композиция воссоздает тонкие нюансы и желание запечатлеть мгновение, остановив его в объективе фотоаппарата. Это — живые эмоции, восторженные улыбки и настроение, которые не просто попали «в кадр» и превратились в картинку, а соединились в единой композиции: философской, сценической и тонкой. Восхищает умение мастера (парфюмер аромата - Dora Baghriche-Arnaud) прочувствовать свою композицию, которую хочется познать, настраиваясь на медитативный лад.
Как бы там ни было, уникальность идей парфюмеров в переосмысливании назначения аромата, как это демонстрирует арабский бренд «Amouage», поиск новых средств и форм выражения (к примеру, Diptyque Tam Dao), свидетельствуют о желании парфюмеров уйти от бизнес-концепции созидания своих творений, преследующей более прагматичные цели, предлагая иной подход, который рассматривает парфюмерию как отдельную отрасль. Она претендует именоваться новым искусством, по крайней мере, преследует его по пятам, перенося акцент с объекта на сам процесс созидания; включая интерактивные элементы в свои творения, создавая синергию творчества, апеллируя к нашим чувствам, воспоминаниям, инстинктам.
Здесь еще можно размышлять о том, удастся ли нам, покупателям, расшифровать сложный язык творческих переживаний, но можно ограничиться тезисом об индивидуальности. Именно уникальность мироощущения каждого из нас и делает нашу жизнь такой интересной, поэтому прочесть чужие эмоциональные коды делается задачей непростой, но от того не менее интересной. Ведь искусство во все века, особенно его нынешний период, являлось нам прекрасной и изумительной загадкой, понять которую можно только прислушавшись к своему внутреннему Я.