«Великие духи опознаются по тому почти физическому шоку,
который ощущаешь при первой встрече с ними».
Edmond Roudnitska
Загадочное словосочетание «нишевая парфюмерия» в последнее время прочно закрепилось в лексиконе продвинутых мужчин и женщин, желающих подчеркнуть свою индивидуальность. Что же такое «ниша», или «селектив»? Эти слова произошли от французского la niche - ниша, ячейка и латинского selectio - выбор лучшего. MakeUp предлагает разобраться, что из себя представляют ароматы этой группы, где их искать и в чем состоит эксклюзивность такой парфюмерии.
Займи свою нишу
Чтобы вы не потерялись в огромном мире современной парфюмерной продукции, она условно подразделяется на три группы. В первую входит так называемый «масс-маркет» - ароматы, не отличающиеся сложностью композиции. При их производстве используются простые ингредиенты и недорогое сырье, поэтому и цена в итоге получается вполне демократичной. Такие флакончики туалетной и парфюмированной воды можно встретить на полках супермаркетов, в аптечных сетях или рыночных павильонах.
Вторая группа — парфюмерия класса «люкс». Ее производят, как правило, известнейшие дома моды и знаменитые ювелирные компании — например, Chanel, Dior, Givenchy, Bvlgari, Boucheron, Chopard, Van Cleef & Arpels. Композиции этих ароматов отличаются большей сложностью, парфюмерное сырье — высоким качеством. Рекламой люксовых парфюмов пестрят страницы глянцевых журналов, а «лицом» каждого нового аромата становится одна из голливудских звезд первой величины, знаменитый спортсмен или известная топ-модель. Понятно, что на такой промоушн тратятся огромные суммы денег. Как и на предшествующие созданию аромата масштабные исследования на большой группе людей — чтобы он обязательно нравился широкой публике и приносил прибыль. При этом парфюмер творит не по наитию, а по заказу, создавая качественный и коммерчески успешный продукт, который будет пользоваться большой популярностью.
К сотворению каждого нишевого аромата существует совершенно иной подход. Парфюмерия этого класса — это своего рода категория Haute couture, высокая мода, рассчитанная на узкий круг настоящих ценителей. У каждого нишевого парфюмерного дома есть лицо – как правило, это автор-создатель ароматов, владелец или креативный директор. Деньги вкладываются не в раскрутку бренда, а в закупку редких ингредиентов исключительного, отборного качества. Поэтому зачастую большинство селективов не приобретают широкую известность, да это и не ставится целью. Зато те немногие счастливчики, кому удастся познакомиться с лимитированным выпуском аромата, вышедшего всего лишь несколькими десятками флаконов, запомнят этот момент надолго. Точек продаж таких парфюмов совсем немного, хотя их точное количество может варьироваться в зависимости от внутренней политики компании. Зачастую оно не превышает 250 единиц по всему миру.
Ароматная история
А начиналось все так. В далеком 1976 году тогда еще мало кому известному, но талантливому и креативному французскому парфюмеру Жану-Франсуа Лапорту пришла в голову оригинальная идея. Вдохновленный старинной парижской традицией, он захотел создать небольшой салон для ограниченного круга постоянных клиентов. Такие парфюмерные кабинеты, как их называли в то время, были очень популярны в прошлые века. Посетители салона, как правило, были хорошими знакомыми создателя ароматов, благодаря чему там царила уютная и непринужденная атмосфера.
Вскоре открылся первый бутик L’Artisan Parfumeur, оформленный в стилистике, напоминающей роскошный будуар времен Наполеона III. Авторские творения разрушили устоявшиеся до того стереотипы: композиция 1978 года «Mûre et Musc», со странным сочетанием нот ежевики и мускуса, признана в парфюмерном мире первым нишевым парфюмом. Это был не растительный запах, а скорее фантазия на тему нагретых солнцем ароматных ягод. Салон Лапорта вскоре стал местом притяжения для утонченных леди, обладающих самым изысканным вкусом и следующих передовым модным тенденциям. Ради него они забыли о некогда любимых именитых домах люксовой парфюмерии, чтобы наслаждаться новыми и необычными композициями. А к середине восьмидесятых компания L’Artisan Parfumeur уже имела сеть бутиков и за пределами Франции.
Чем это пахнет
Ароматное разнообразие нишевых парфюмов поражает воображение. Ведь где еще вы можете встретить сочетание нот замороженной древесины или грибов с шампанским, белого трюфеля с медом, удовой древесины – с розой, а табачного листа – с нежной сладкой ванилью? Композиции-ассоциации, фантазии, нескончаемый полет творческой мысли парфюмера – признак селективных ароматов. Полупрозрачные акварельные ароматы от Penhaligon`s очаровывают истинным британским аристократизмом, богатые и насыщенные парфюмерные воды и экстракты Amouage – восточной роскошью, а изысканные композиции от Annick Goutal – французской утонченностью и шармом.
Не всегда они пахнут необычно – среди них встречаются и более привычные носу сочетания, но никогда нишевый парфюм не будет звучать плоско и неинтересно. Даже моноароматы, встречающиеся у некоторых нишевых марок и построенные вокруг одной доминирующей ноты, раскрываются целой красочной палитрой. К тому же, их можно наслаивать и смешивать на коже, как предлагают Jo Malone и Etro. К слову, у последней марки есть даже специальные брошюры для клиентов с рекомендациями по миксованию ароматов.
Случается, что раскрытие некоторых композиций может вас шокировать – например, марка Demeter имеет в своем арсенале парфюмы с запахом дорожной пыли, кладбища, обычной свеклы или даже похоронного бюро! Если кому-то вдруг захочется так пахнуть – почему бы и нет:) Насколько это красиво – спорный вопрос, зато вы точно не останетесь без внимания. В этом и состоит суть нишевой парфюмерии: автор создает аромат, руководствуясь исключительно собственной идеей и не думая о стоимости компонетов, модных веяниях или вкусах потребителей.
Где обитают создатели селектива
Конечно же, во Франции:) А еще – в Италии и США, Великобритании (Penhaligon`s, Roja Dove) и Омане (Amouage), в Японии (Miya Shinma) и Нидерландах (Mona di Orio). Франция, колыбель парфюмерной промышленности, имеет целые регионы, где сконцентрированы заводы, производящие ингредиенты высочайшего качества. Тут же выращивается и сырье: знаменитая грасская роза и жасмин, как многие другие редкие парфюмерные компоненты.
В солнечной Италии «живут» Acqua di Parma, Carthusia, Laboratorio Olfattivo, Bois 1920 и другие эксклюзивные дома. Марка Demeter обитает в США, в основном же нишевые дизайнеры – Diptyque, Juliette Has a Gun, Serge Lutens, Kurkdjian – предпочитают творить во Франции – поближе к истокам. Туда же переехали из Швеции Byredo.
А вот две основные международные выставки творчества гениев от парфюмерии проходят в Италии. Весенняя называется «Esxence», на ней свои произведения представляют сами авторы. На осенней презентации, «Pitti Fragranze», общаются официальные дистрибьюторы различных селективных марок.
Индивидуальность как тренд
Именитые дома моды, вдохновленные успехом нишевых компаний, стараются не отставать от последних веяний и создают эксклюзивные парфюмерные коллекции. Бутиковые линейки ароматов есть у Guerlain (L'Art et la Matiere) и Chanel (Les Exclusifs de Chanel), а Dior представил серию парфюмов La Collection Privee.
Некоторые старинные парфюмерные дома, в прошлом творившие исключительно для королевских семей или представителей высших слоев общества, всегда были нишей – даже в те времена, когда такого понятия еще не существовало:) Clive Christian, Jovoy, Isabey, Lubin, Houbigant, Creed, Dorin по-прежнему создают прекрасные аристократичные композиции, звучащие очень по-современному, хотя формулы многих ароматов датируются второй половиной XIX века. Хотите ощутить дух королевских традиций? Загляните в один из уютных парфюмерных бутиков в какой-нибудь из европейских столиц или в наш каталог нишевых брендов
Если, прочитав нашу статью, вы сразу же решили отправиться на поиски самого эксклюзивного аромата – не забудьте перед выходом из дома сохранить эту информацию для себя и поделиться ею с друзьями, разместив на своей страничке в соцсетях